Время чтения 13 минут

С началом Международного кинофестиваля в Карловых Варах все взгляды прикованы к десяти полнометражным фильмам, соревнующимся за престижный Хрустальный глобус — главную награду фестиваля. В прошлом на кинофестивале, который вручает эту награду с 1948 года, немало фильмов, впоследствии признанных любимыми и влиятельными произведениями мирового кино, вышли победителями в этом конкурсе, среди них «Кэс» Кена Лоуча, «Амели» Жан-Пьера Жене и, что более недавно, «Мне не важно, будем ли мы упомянуты в истории как варвары» Раду Джуде.

В состав жюри Хрустального глобуса в этом году входят мексиканский продюсер Николас Селис («Рома»), режиссер Бабак Джалали («Фремонт»), кинокритик и программист Джессика Кианг, чешский режиссер Якуб Мадл («Волны») и шведская актриса и режиссер Tuva Novotny («Слепая зона»). Хотя члены жюри обязаны хранить тайну до тех пор, пока не будут озвучены окончательные решения позже на фестивале, столь внушительный состав талантов киноиндустрии в этом году, в сочетании с разнообразием фильмов в конкурсе, безусловно, уже привел к интересным обсуждениям, подобным тем, которые можно услышать на террасах ресторанов, в коктейльных барах и на фестивальных лаунжах по всему Карловым Варам.

С учетом того, что более половины фильмов, участвующих в конкурсе за Хрустальный глобус, еще не имели своей премьеры, на этом раннем этапе фестиваля практически невозможно оценить, какие из них имеют наибольшие шансы на признание этой оценочной группы судей. Однако фильмы, которые уже были показаны в городе, задают этому фестивалю традиционно крепкое начало.

Из первой волны конкурсных фильмов в Карловых Варах ни один не оказался столь эмоционально резонирующим или тихо разрывающим, как «Сломленные голоса», исключительное и сдержанное повествование Ondřej Provazník о власти и тишине в элитарном концертном составе чешского женского хора. Поддерживая напряженную ноту агонии и отчаяния так долго, что я остался без breath, фильм умело изображает размытие границ и тревожные дисбалансы, в которых злоупотребление может развиваться внутри академической среды.

События фильма разворачиваются в начале 1990-х годов и вдохновлены реальным делом Bambini di Praga, известного чешского детского хора, возглавляемого Богумилом Кулинским младшим, который впоследствии был арестован и осужден за сексуальное насилие над несовершеннолетними девочками в своем хоре — некоторые из которых были моложе 15 лет — на протяжении более 20 лет. Но даже без этого исторического контекста, который фильм не признает напрямую, Provazník создал захватывающее исследование того, как переплетенные социальные и художественные иерархии, с их неписаными правилами и динамикой власти, могут превратить любой культурный микрокосм в систему соучастия.

В центре фильма 13-летняя Каролина (великолепно выразительная Катержина Фалброва), мечтающая петь в концертной части рядом со своей 15-летней сестрой Люсией (Майя Кинтера). Она хочет не только добиться успеха в присоединении к секции, но и обеспечить место в меньшей делегации, которая отправится с хором в международный тур по крупным городам США, покидая свою родную Чехию. Конечно, она знает, что быть выбранной потребует привлечения внимания их харизматичного, но капризного хормейстера.

Этот авторитетный персонаж, Маха Витек (Юрай Лой), задает тон группе на своих напряженных репетициях, часто осуждая опоздавших и выделяя даже тех, кто немножко не попадает в тон. Но он также деликатен с теми, кто находится у него на хорошем счету. И он, кажется, слишком поощряет молодых студенток, старающихся привлечь его внимание, до такой степени, что две старшие девочки начали подсчитывать, сколько раз он смотрит в сторону определенных учениц, полагая, что это отразит их места. Те, кто стараются создать флирт между учеником и учителем, намекают, скорее всего, будут наиболее вознаграждены. Важность того, что Витек навязывает себя девочкам, трудно не заметить, но то, что его авторитарное присутствие вызывает у девочек — свирепое стремление и конкуренция, но также страх, тоску и стыд — труднее понять.

После того как Витек замечает Каролину, практикующуюся, и вскоре приглашает ее быть запасной, присоединившись к концертной секции для нескольких недель репетиций в отдаленном горнолыжном комплексе, она на седьмом небе от счастья — даже когда другие девочки ясно дают понять, что они недовольны вниманием, которое она получает. Однажды ночью, когда она принимает душ, незримый мучитель крадет ее одежду и полотенце, заставляя ее бежать голой обратно в свою комнату на морозе. Даже Люсия, которая стала настороженной по отношению к Витеку, в конечном итоге вынуждена саботировать свою сестру, хотя «Сломленные голоса» оставляют пространство для двусмысленности в ее мотивах для этого.

То же самое можно сказать о фильме Provazník в целом; режиссер больше сосредоточен на анализе межличностных динамик, изучая факторы, которые информируют коллективное решение девочек сохранять молчание и иногда играть в культ личности Витека, чем на изображении травмы, причиненной многим из них частично из-за этого общественного молчания. В фильме участвуют в основном непрофессиональные актеры; Provazník стремился кастовать певцов, чтобы обеспечить живое исполнение хора, что добавляет холодный, почти мизерабилистский реализм, пронизывающий фильм. Это делает его медленное развитие — особенно когда драма переходит от горнолыжного комплекса к гостинице в Нью-Йорке, где Витек смелеет к большим злоупотреблениям власти — тем более горьким. За все, что этот фильм оставляет несказанным, его последствий выгравированы в разбитом стекле черт лица Фалбровой, все еще прозрачной и чистой, когда свет пробивается сквозь нее.

KVIFF 2025: Сломленные голоса, Не называй меня мамой, Любовь вне времени.KVIFF 2025: Сломленные голоса, Не называй меня мамой, Любовь вне времени.