С началом Международного кинофестиваля в Карловых Варах все взгляды прикованы к десяти полнометражным фильмам, соревнующимся за престижный Хрустальный глобус — главную награду фестиваля. В прошлом на кинофестивале, который вручает эту награду с 1948 года, немало фильмов, впоследствии признанных любимыми и влиятельными произведениями мирового кино, вышли победителями в этом конкурсе, среди них «Кэс» Кена Лоуча, «Амели» Жан-Пьера Жене и, что более недавно, «Мне не важно, будем ли мы упомянуты в истории как варвары» Раду Джуде.
В состав жюри Хрустального глобуса в этом году входят мексиканский продюсер Николас Селис («Рома»), режиссер Бабак Джалали («Фремонт»), кинокритик и программист Джессика Кианг, чешский режиссер Якуб Мадл («Волны») и шведская актриса и режиссер Tuva Novotny («Слепая зона»). Хотя члены жюри обязаны хранить тайну до тех пор, пока не будут озвучены окончательные решения позже на фестивале, столь внушительный состав талантов киноиндустрии в этом году, в сочетании с разнообразием фильмов в конкурсе, безусловно, уже привел к интересным обсуждениям, подобным тем, которые можно услышать на террасах ресторанов, в коктейльных барах и на фестивальных лаунжах по всему Карловым Варам.
С учетом того, что более половины фильмов, участвующих в конкурсе за Хрустальный глобус, еще не имели своей премьеры, на этом раннем этапе фестиваля практически невозможно оценить, какие из них имеют наибольшие шансы на признание этой оценочной группы судей. Однако фильмы, которые уже были показаны в городе, задают этому фестивалю традиционно крепкое начало.
Из первой волны конкурсных фильмов в Карловых Варах ни один не оказался столь эмоционально резонирующим или тихо разрывающим, как «Сломленные голоса», исключительное и сдержанное повествование Ondřej Provazník о власти и тишине в элитарном концертном составе чешского женского хора. Поддерживая напряженную ноту агонии и отчаяния так долго, что я остался без breath, фильм умело изображает размытие границ и тревожные дисбалансы, в которых злоупотребление может развиваться внутри академической среды.
События фильма разворачиваются в начале 1990-х годов и вдохновлены реальным делом Bambini di Praga, известного чешского детского хора, возглавляемого Богумилом Кулинским младшим, который впоследствии был арестован и осужден за сексуальное насилие над несовершеннолетними девочками в своем хоре — некоторые из которых были моложе 15 лет — на протяжении более 20 лет. Но даже без этого исторического контекста, который фильм не признает напрямую, Provazník создал захватывающее исследование того, как переплетенные социальные и художественные иерархии, с их неписаными правилами и динамикой власти, могут превратить любой культурный микрокосм в систему соучастия.
В центре фильма 13-летняя Каролина (великолепно выразительная Катержина Фалброва), мечтающая петь в концертной части рядом со своей 15-летней сестрой Люсией (Майя Кинтера). Она хочет не только добиться успеха в присоединении к секции, но и обеспечить место в меньшей делегации, которая отправится с хором в международный тур по крупным городам США, покидая свою родную Чехию. Конечно, она знает, что быть выбранной потребует привлечения внимания их харизматичного, но капризного хормейстера.
Этот авторитетный персонаж, Маха Витек (Юрай Лой), задает тон группе на своих напряженных репетициях, часто осуждая опоздавших и выделяя даже тех, кто немножко не попадает в тон. Но он также деликатен с теми, кто находится у него на хорошем счету. И он, кажется, слишком поощряет молодых студенток, старающихся привлечь его внимание, до такой степени, что две старшие девочки начали подсчитывать, сколько раз он смотрит в сторону определенных учениц, полагая, что это отразит их места. Те, кто стараются создать флирт между учеником и учителем, намекают, скорее всего, будут наиболее вознаграждены. Важность того, что Витек навязывает себя девочкам, трудно не заметить, но то, что его авторитарное присутствие вызывает у девочек — свирепое стремление и конкуренция, но также страх, тоску и стыд — труднее понять.
После того как Витек замечает Каролину, практикующуюся, и вскоре приглашает ее быть запасной, присоединившись к концертной секции для нескольких недель репетиций в отдаленном горнолыжном комплексе, она на седьмом небе от счастья — даже когда другие девочки ясно дают понять, что они недовольны вниманием, которое она получает. Однажды ночью, когда она принимает душ, незримый мучитель крадет ее одежду и полотенце, заставляя ее бежать голой обратно в свою комнату на морозе. Даже Люсия, которая стала настороженной по отношению к Витеку, в конечном итоге вынуждена саботировать свою сестру, хотя «Сломленные голоса» оставляют пространство для двусмысленности в ее мотивах для этого.
То же самое можно сказать о фильме Provazník в целом; режиссер больше сосредоточен на анализе межличностных динамик, изучая факторы, которые информируют коллективное решение девочек сохранять молчание и иногда играть в культ личности Витека, чем на изображении травмы, причиненной многим из них частично из-за этого общественного молчания. В фильме участвуют в основном непрофессиональные актеры; Provazník стремился кастовать певцов, чтобы обеспечить живое исполнение хора, что добавляет холодный, почти мизерабилистский реализм, пронизывающий фильм. Это делает его медленное развитие — особенно когда драма переходит от горнолыжного комплекса к гостинице в Нью-Йорке, где Витек смелеет к большим злоупотреблениям власти — тем более горьким. За все, что этот фильм оставляет несказанным, его последствий выгравированы в разбитом стекле черт лица Фалбровой, все еще прозрачной и чистой, когда свет пробивается сквозь нее.
 100vw, 1400px” /></figure> <p><strong>«Не называй меня мамой</strong>, <strong>»</strong> также конкурирующий за Хрустальный глобус, представляет собой тип интимной, ориентированной на персонажей драмы, которая является привычной для современного французского кино. Тем не менее, его темы материнства и принадлежности тщательно обработаны режиссером Натаном Амбросиони, чья прямолинейная, но чутко наблюдаемая манера работы особенно удивительна для его молодого возраста. Теперь ему 25 лет, он уже снял три полнометражных фильма; в этом он показывает эмоциональную проницательность, выходящую за рамки его лет, как в его сдержанном творении mise-en-scène, так и в эмпатическом обращении с персонажами, которые борются с неожиданными путями, которые свела их жизнь.</p> <p>Работая оценщиком страховых убытков, Жанна (Камиль Коттен) предана своей карьере и не хочет стать родителем, расставшись со своим партнером после 12 лет (Мония Шокри) из-за различий в их взглядах на эту тему. Но после того, как ее разлученная сестра, Сюзанна (Жюльет Арманет), неожиданно появляется на ее пороге, а на следующее утро уходит, Жанна оказывается вынужденной заботиться о двух маленьких детях Сюзанны: 9-летнем Гаспарде (Маноа Варват) и его младшей сестре Маргот (Нина Бирман).</p> <p>Что случилось с Сюзанной? Куда она ушла, когда она вернется, и почему она решила доверить Жанне свои дорогие детям? Записка, написанная от руки, оставленная вместе с чемоданом и некоторыми важными документами для детей, не предоставляет никаких ответов, которые Жанна так отчаянно ищет, а полиция не слишком помогает, учитывая добровольный характер исчезновения Сюзанны. Когда дни превращаются в недели, а недели в месяцы, все трое начинают приходить к мысли о некогда немыслимой возможности — что они никогда больше ее не увидят.</p> <p>Собравшись с Амбросиони после того, как также снялась в его последнем фильме, Коттен изображает Жанну как уверенную женщину, чья реакция на действия ее сестры выявляет намного более глубокие тревоги о одиночестве и целеустремленности, особенно когда она начинает оглядываться на их детство в поисках потенциальных несуществующих улик. Привнося элегантность, но также и печальную нотку в характер, ее исполнение являетсяRemarkably heartfelt performance, matched at every turn by two extraordinary child actors. Сцена, в которой дети отвечают на повторяющиеся звонки с неизвестного номера, наносит сокрушительный удар, на их лицах одновременно отражаются вспышки надежды и heartbreak.</p> <p>С вниманием как к перспективам взрослых, так и к детским взглядам, Амбросиони позволяет перекресткам эмоций в своем сценарии продвигать фильм вперед, не слишком грубо переусердствуя с воздействием на свою аудиторию. Когда сезоны меняются, создавая новую структуру семейных отношений, «Не называй меня мамой» ясно показывает, что то, что прошло, прошло; его грациозный финал полон сожаления о прерванной жизни, но уверяет нас, что другая жизнь, все еще полна возможностей, может занять ее место.</p> <figure class=)
 100vw, 1400px” /></figure> <p>Еще одно великолепное исполнение — на этот раз от норвежской актрисы Пиа Тьелты — укладывает в основу участника Хрустального глобуса Нины Кнаг <strong>«Не называй меня мамой</strong>», <strong>»</strong> которое перекликается с некоторыми другими фильмами, которые я видел на Карловых Варах в этом году (особенно «Мечты» Мишеля Франко) в своем напряженном исследовании темы секса, власти и морали, несмотря на то, что интимное и затем коварное изображение в фильме это вожделение и путаница ее главной героини служит интригующим дополнением к «Babygirl» и «Прошлому лету» — фильмам, в которых желания женщины, освобожденные через акт нарушения, угрожают разрушить все на своем пути.</p> <p>Тьелта играет Эву, популярного учителя и жену мэра небольшого норвежского города, которая волонтерит в соседнем центре беженцев частично из сострадания к потоку молодежи, убегающей от конфликтов на Ближнем Востоке, а частично чтобы поддержать переизбрание своего мужа. Дома она недовольна, а прошлые проступки ее мужа сделали их брак холодным, хотя Эва уже давно привыкла ставить свои нужды на второй план ради других. Поэтому, когда она встречает Амир (Тарек Заят), 18-летнего беженца и начинающего поэта, который впечатляет ее своим талантом и чьи интенсивные взгляды дают понять, что он также заинтересован, она решается помочь ему начать новую жизнь.</p> <p>Но, помогая этому харизматичному молодому человеку, о котором она не может перестать думать, Эва делает шаг за шагом дальше. Вскоре она приглашает Амира жить с ними, и он с благодарностью соглашается. Затем, однажды на местном бассейне, пока Эва пытается научить Амира плавать, размываются другие границы, и они начинают страстный, безрассудный роман. Сначала, по крайней мере в ее глазах, эти запретные отношения являются электрическими и утверждающими жизнь, хотя ее страсть к Амиру начинает становиться все более заметной. Кнаг придает медлительной интенсивности ранним сценам секса, но в ее режиссуре и в исполнении Тьелты появляется холод, когда поведение Эвы становится труднее оправдать.</p> <p>Хотя Кнаг преодолевает границы сочувствия аудитории, она также решительно заинтересована в изображении женского вожделения и его противоречий с ясным и любопытным взглядом. Когда одержимость Эвы нарастает, она оказывается в скользкой борьбе за власть и контроль. Её ненасытное желание к Амиру ставит обоих под угрозу, но, похоже, она не может устоять — устоять перед тем, чего она хочет, так сказать.</p> <p>Что хочет Амир и как он относится к этой <em>амур фу</em>, — это совершенно другая история, и она та, которую Эва не способна увидеть ясно. Даже помогая Амиру получить вид на жительство и подать заявки на программы дополнительного образования, ее поддержка становится все более условной, и когда Амир, все еще живя с Эвой, начинает встречаться с одной из ее учениц, все ярости, которые разгорались внутри Эвы, начинают разрушительно вырываться на свободу.</p> <p>«Не называй меня мамой» сложен, тревожен и часто заставляет чувствовать дискомфорт. Часть того, что делает фильм увлекательным, — это волнение от нарушения границ и вопрос о том, насколько далеко Эва может зайти, прежде чем её жизнь разрушится. Однако отношение Эвы к Амира нельзя не заметить. Это также явное нарушение — проявление эго, использующее уязвимого подростка в сложной ситуации и эксплуатирующее его дальше. Ее эгоизм и возможность ухода от ответственности, которую ей обеспечивают ее высокобуржуазные позиции привилегии и власти, проявляются в третьем акте, когда действия Эвы заставляют её отвернуться, обнажая власти динамику, которая имеет место в их отношениях с точностью скальпеля.</p> <div class=)