Сравнивать современную кино-звезду с иконой прошлого всегда опасно. Тем не менее, назвать покойного
Всего несколько недель назад я случайно проводил показ хита 1983 года «Игры разума», который также стал первой заметной фильмографической ролью Мэдсена после того, как он вырос в Чикаго и работал с известной театральной компанией Steppenwolf. Он появляется прямо в начале как один из двух контролеров запуска ракет, чье неверное поведение во время учений по внезапной атаке становится причиной перевода их всех под контроль компьютера. В многих случаях увидеть скоро ставшее знаменитым лицо в ранней и неприметной роли может быть поводом для смеха, но в его нескольких моментах на экране здесь он берет персонажа, который предположительно имел мало нюансов в сценарии, и создает нечто из него. Он — первое подтверждение того, что это будет больше чем пустая тинэйджерская комедия с высокими концепциями.
В последующие несколько лет он появлялся в ряде второстепенных ролей как на большом, так и на малом экране, включая эпизоды «Майами Вайс», «Криминальная история» и «Тур по службе» и в фильмах «Естественный» (1984), «Гонка с луной» (1984), «Игуана» (1988), «Убей меня снова» (1989) и «Двери» (1991), часто в ролях, демонстрировавших его «мужские» качества, хотя эти роли, возможно, не принесли ему большого признания (его свирепое выступление в нео-нуаре «Убей меня снова» могло бы это сделать, если бы фильм получил правильный релиз). Он начинал привлекать некоторое внимание, и его следующие два фильма стали его большим прорывом. В «Тельме и Луизе» (1991) он появляется на несколько сцен в роли музыканта-бойфренда Сюзан Сарандон, который неожиданно возвращается после того, как она и Гина Дэвис сбежали. Несмотря на то, что большинство мужских персонажей в этом фильме были на каком-то уровне ужасны, его персонаж представлен как нечто немного иное — хотя он, безусловно, имеет недостатки во многих отношениях, вы чувствуете, что он по крайней мере пытается стать лучше, и почему персонаж Сарандон мог бы иметь с ним связь. Мэдсен быстро, эффективно и ловко передает все это, играя против своего образа «плохого парня», и действительно, встреча в мотеле между ним и Сарандон остается одной из самых увлекательных последовательностей фильма.
Когда этот фильм стал неожиданным хитом, Мэдсена наконец начали замечать зрители, но именно в следующем году он завоевал себе место в анналах истории кино с участием в дебютном полнометражном фильме Квентина Тарантино, «Бешеные псы». Когда мы впервые видим его персонажа, мистера Блонда, во время открывающей сцены в кафе, он кажется достаточно дружелюбным, но по мере развития истории ограбления, которое идет исподтишка в ходе пуль и предательства, мы слышим (но, мудро, не видим), что он, по всей видимости, ушел вразнос и застрелил несколько свидетелей во время ограбления. И все же, когда он в конце концов появляется в точке встречи, он выглядит таким спокойным и собранным, что трудно совмещать его с тем самым человеком с пушкой, о котором мы слышали, хотя он пришел с полицейским, которого захватил, чтобы получить информацию о том, кто их предал. К тому времени, когда другие персонажи исчезают, чтобы скрыться в различных машинах для побега и оставляют его в роли начальника по отношению к полицейскому, наше внимание от его манеры держаться оказывается настолько отвлеченным, что мы можем расслабиться, и в этот момент, с одним движением бритвы и мелодией Stealers Wheel, он входит в бессмертие с сценой пыток, которую до сих пор шокирующе смотреть более трех десятков лет спустя. Что делает сцену такой пугающей, даже более пугающей, чем сама жестокость, — это легкость, с которой Мэдсен меняет свой персонаж, переходя от того типа «крутого парня», которого мог бы олицетворять кто-то вроде Митчума или Стива МакКуина к нечто совершенно более ужасающему.
Хотя «Бешеные псы» не стали большим хитом в прокате, по крайней мере, в его первоначальном прокате, это определенно был один из самых обсуждаемых фильмов 1992 года, и поскольку он стал центром самого обсуждаемого и спорного момента фильма, карьера Мэдсена также взлетела. Он сыграл бывшего бойфренда Долли Партон в теплом романтическом комедии «Прямой разговор» (1992), приемного отца ребенка, пытающегося спасти больного убийцу-касатку в «Свободном Уилли» (1993) и «Свободный Уилли 2: Приключение домой» (1995) и Вирджила Эрпа в «Уайете Эрпе» (1994), роль, которую, как утверждается, он выбрал вместо Винсента Веги в «Криминальном чтиве» Тарантино (1994). Он появился как один из группы, привлеченной к поиску сексуального человеко-коллажа до того, как она сможет спариться в странном секс-произведении/горроре «Способ» (1995), и когда это оказалось хитом, он позже появился в неизбежном, хотя и формальном, «Способ II» (1998). Также было множество меньших фильмов, в которых он появлялся, в основном выходивших на DVD, где его присутствие могло привлечь зрителей.
Большинство из этих фильмов не были особенно хороши, но вы не можете по-настоящему упрекнуть Мэдсена в том, что он их выбирал — после многих лет борьбы за то, чтобы стать актером, имеет смысл, что он бы принял много из того, что предлагали, даже если многие из них были исключительно ради денег. Тем не менее, даже в самых неудачных из них его присутствие по-прежнему было достаточно магнитным, чтобы удерживать интерес во время самых хрупких проектов (и немного на Земле более хрупкого, чем «Способ II»), и когда он наталкивался на тот фильм, с которым действительно связывался, результаты могли быть эпохальными. В 1994 году он появился в «Побеге», адаптации нуар-классики Джима Томпсона, которая ранее была снята в 1972 году Сэмом Пекинпа с Стивом МакКуином и Али МакГроу, и которая теперь с участием Алека Болдуина и Ким Бейсингер под руководством Рожера Дональдсона. Одна из тех аспектов, которые действительно работают, — это игра Мэдсена в роли Руди, когда-то партнера центральной пары, который отправляется в кровавое преследование их после того, как его попытка предать их после ограбления идет не так. Хотя роль по сути представляет собой переработку его персонажа из «Псов», он не только оказывается гораздо более впечатляющей личностью, чем Ал Леттерий был в оригинале, но и в конечном итоге затмевает номинальных звезд — странные отношения, которые он устанавливает с Дженнифер Тилли, играющей женщину, которая развивает к нему влечение после того, как он берет ее и ее мужа в заложники, настолько темно комичны и развлекательно, что вы будете желать, чтобы фильм сосредоточился полностью на них.
Хотя многие отзывы о криминальной драма Майка Ньюэлла «Донни Браско» (1997) сосредоточились бы на выступлениях Джонни Деппа, играющего агента ФБР, который проник в страшную преступную семью Бонанно в 1970-х, и Аль Пачино как стареющего гангстера, который неосознанно берет нового парня под свое крыло, Мэдсен оказался сильным и эффективным в ключевой вспомогательной роли как конкурирующий член команды, который соперничает с персонажем Пачино за лояльность новичка, не подозревая, кто он на самом деле. Он появился как агент НСА в фильме Джеймса Бонда «Умри, но не сейчас» (2002) и также появлялся в странных фильмах, начиная с странного французского вестерна «Блуберри» (2004) до «Страшный фильм 4» (2006), в котором он разыграл сцену «Войны миров» (2005) и до фильма Уве Болла «Кровавая дама» (2005), что, вероятно, было самым смешным, в чем он когда-либо снимался — по крайней мере, что действительно выходило в прокат — но даже в этом он продолжал работать, несмотря на то что, должно быть, ему было как минимум неловко из-за материала, с которым он работал.
Хотя он постоянно работал на протяжении многих лет, многие из этих проектов на самом деле не выходили на экраны, вместо этого они выходили на кабельных каналах или напрямую на видео. В последней половине своей карьеры наиболее заметные роли, которые у него будут, будут в проектах, которые вновь соберут его с Тарантино. В фильмах «Убить Билла» он сыграл Бадда, одного из бывших товарищей супер-убийцы, известной как Невеста (Ума Турман), которую она метила на смерть после того, как они предали ее по приказу их лидера (Дэвид Каррадайне). В «Восьми ненавистниках» (2015) он имел, возможно, свою последнюю действительно мясистую роль как один из персонажей, которые укрываются в удаленном хобби-магазине во время метели в фильме, который начинается как вестерн и в конечном итоге становится чем-то вроде закатанной мистерии. У него также была небольшая роль в «Однажды в… Голливуде» (2009) как один из звезд телевидения «Закон по наградам», что возможно не составило много экранного времени, но тем не менее было развлекательно.
Возможно, наиболее интригующим из фильмов вне Тарантино, в которых он работал в это время, был «Гейт на посадку», головокружительный триллер 2007 года из Франции, написанный и срежиссированный Оливье Ассаясом. В нем он играет криминального босса, чей план уйти из преступного бизнеса навсегда распадается, когда он пересекается с женщиной (Азия Ардженто), с которой у него есть особенно запутанное и эмоционально перегруженное личное и профессиональное прошлое. Хотя сочетание их соответственно личностей — его расслабленного, свернутого и готового к атаке и ее почти дикой природы — кажется несовместимым, оно оказывается странным обаянием, и во время главной сцены фильма, в которой каждый пытается надавить на кнопки другого с помощью всего вышеперечисленного, от прошлых предательств до намеков на сексуальные извращения, они дают зрителям акт эмоционального эквилибристики, который действительно невероятно захватывающий.
Как уже упоминалось, Майкл Мэдсен много работал — согласно IMDb, он появился не менее чем в 328 разных проектах за эти годы, еще 18 запланированы. Он был человеком, который явно любил то, что делал, и наслаждался возможностью делать это, независимо от обстоятельств. Да, ни один трибьют или свидетельство о нем не начнётся без упоминания о его работе в «Бешеных псах», и это понятно, но, как я надеюсь, эта статья показала, он также делал хорошую и зачастую запоминающуюся работу в ряде других проектов.
Не пропустите это замечательное произведение Роджера Эберта в 2012 году: “